Как известно из большинства учебников по экономической теории, ритуальные услуги всегда и во всех странах мира входили и входят в тройку самых прибыльных видов деятельности из числа разрешенных законом. Наряду с такими видами деятельности как, строительная сфера, а так же производство и оборот алкогольной продукции. Последние две сферы деятельности в нашей стране уже давно имеют четкую законодательную базу, которая жестко и подробно регламентирует фактически все аспекты деятельности. Тогда как ритуальные или похоронные услуги и сегодня регулируются только законом о правах потребителя и иной общей нормативной базой.
Поэтому проработку механизмов регулирования деятельности в области оказания похоронных услуг правительство Российской Федерации возложило на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России). 5 августа 2014 года Минстрой России опубликовал и вынес на общественное обсуждение проект федерального закона «О похоронном деле Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данному законопроекту, планируется ввести следующие понятия и виды деятельности подлежащие обязательному лицензированию как:
- транспортирование останков умерших;
- предпохоронное содержание останков умерших;
- подготовка тел умерших к погребению;
- подготовка и проведение обряда прощания;
- подготовка места захоронения;
- захоронение, эксгумация и перезахоронение останков, праха умерших;
- услуги по кремации останков умерших;
- реализация и доставка похоронных принадлежностей;
- изготовление и установка намогильных сооружений (надгробий);
- опайка цинковых гробов;
- уход за местом захоронения;
Полный текст проекта закона вы можете прочитать на официальном сайте Минстроя.
Направление данного законопроекта для ратификации его Государственной думой Российской Федерации ожидается в самое ближайшее время. Однако среди законотворцев есть и противники этого закона. На данный момент рассматривается возможность регулирования рынка ритуальных услуг не при помощи процедуры лицензирования, а при условии создания отраслевых СРО. В свою очередь представители Минстроя заявили, что вариант СРО ими был рассмотрен и отклонен по причине низкого уровня организации, ответственности и вообще отсутствия культуры работы СРО в России на данный момент времени.
А тем временем нам остается только предполагать приведет ли лицензирование отрасли оказания ритуальных услуг к снижению цен, в связи с возможностью государства воздействовать на фактических монополистов, или же наоборот этот закон приведет к ещё большей зарегламентированности участников рынка, повышение коррупционной составляющей, что неизбежно приведет к росту тарифов на оказание данных услуг.