Несмотря на то, что май месяц, в нашей стране это период длительных выходных и государственных праздников, а так же традиционное открытие дачного сезона и время первых отпусков. И всё-таки не смотря на всё это – май выдался весьма информативным и событийным в области лицензирования отдельных видов деятельности. А так же законодательных инициатив и юридических прецедентов. Вне всякого сомнения, первое место в рейтинге популярности стала информационная шумиха вокруг закона о лицензировании похоронной деятельности. На втором месте — это события связанные с грядущим вступлением в силу закона о лицензировании деятельности в области переработки и хранения ТБО. Третье место уверенно разделяют новости итогов и результатов лицензировании УК и очередные извещения ЦБ об аннулировании лицензий очередного банка. Так же нельзя пройти мимо новостей о лишении лицензий на образовательную деятельность отдельных негосударственных ВУЗов.
А теперь обо всём и по порядку.
В прошлом году, в новостном раздел нашего сайта, мы подробно разбирали законодательную инициативу Минстроя России о подведение всей деятельности связанной с похоронными услугами в юридическое поле лицензирования. С нашей точки зрения данная инициатива имела здравый смысл и потому её полностью одобряли. В условиях экономических санкций и прогнозируемого дефицита бюджета, государственный контроль над одной из самых прибыльных отраслей, позволит внести в бюджетную сферу значительный ресурс пополнения. Согласно законодательной инициативе Минстроя, все участники похоронного рынка должны проходить процедуру лицензирования и соблюдать установленные законодательные нормы ведения коммерческой деятельности.
События на Хованском кладбище в Москве, вызвали огромный общественный резонанс. В результате, которого выяснилось, что самый прибыльный из легальных видов деятельности – похоронное дело, почти на 100% находиться в теневом секторе экономики. Конфликт интересов на Хованском кладбище, массовые задержания, многочисленные публикации и возбуждённый общественный интерес к проблеме подтолкнули отдельных законодателей попиариться на проблеме. Как- никак предвыборная пора. Вот и зазвучали многочисленные депутатские инициативы о введении закона о похоронной деятельности, и об ускорении принятия поправок в закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Однако представители самого Минстроя заявили, что введение лицензирования похоронной деятельности, в ближайшее время ожидать не стоит.
Основной причиной «затягивания» принятия поправок в закон о лицензировании отдельных видов деятельности Минстроем является необходимость тщательной проработки законодательных норм. В частности, вся лицензируемая деятельность строится на неукоснительном соблюдении лицензиатом лицензионных требований. Это наличие минимального набора оборудования, как в случае с лицензиями МЧС на монтаж, или профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы, как в случае с лицензией на реставрацию, или оборудование помещения организации средствами охраны и сигнализации, как в случае с лицензией на гостайну ФСБ. Выполнение и наличие у компании условий согласно лицензионным требованиям позволяет организации получить соответствующую лицензии, после чего приступить к коммерческой деятельности в лицензируемой отрасли.
Как мы можем себе представить, регулирование похоронной деятельности, на государственном уровне ранее велось отчасти в рамках обычной коммерческой деятельности. Теперь же представителям Минстроя, предстоит длительное изучение специфики бизнеса и технических особенностей оказания услуг.
Единственным ответом Минстроя на запрос общественных организации и отдельных депутатских инициатив, стало предложение закона о введении ответственности, в том числе и уголовной, за разглашения сведений о смерти человека.
С первого июня вступает в силу положение о лицензировании деятельности в области оборота бытовых отходов. Стоит напомнить, что введение норм закона откладывалось уже четыре раза. В этот раз отсрочек вводить больше не будут. Все кто не успел получить лицензию до этого момента, уходят с рынка, либо в юридическом поле, через суд, пытаются доказать необоснованность отказа в получении лицензии.
Сбор статистической информации по источникам из региональных СМИ позволил нам провести анализ складывающейся обстановки в области перераспределения рынка. А именно, основной проблемой при проведении лицензирования и выдачи лицензий становиться монополизация рынка оказания услуг по вывозу и хранению ТБО. Если ранее вывозом мусора мог заниматься любой и каждый, имеющий в собственности транспортные средства, не всегда специализированные транспортные средства. Так вод вывоз мусора осуществлялся на основе наиболее выгодных для потребителя услуг условиях. Зачастую это самая низкая цена, или коррупционные связи.
Погоня за снижением цены приводила к массовому появлению нелегальных свалок и загрязнению окружающей среды. Коррупционные схемы так же приводили к потребности минимизировать затраты в максимально возможных форматах и опять же приводило к организации незаконной утилизации отходов. Поэтому – вне всякого сомнения, лицензирование отрасли приведёт к первичному росту цен на все виды услуг. С другой стороны мы можем ожидать наведения порядка в данной отрасли и надеяться, что в следующий раз, путешествуя по лесу или на берег у реки, мы не увидим сваленных куч бытового мусора.
В заключительной части нашего обзора, мы хотим отметить истории с лишением в мае образовательных лицензий двух ВУЗов и запрет на прием новых студентов одному из вузов. Приводить названия данных учебных заведений не станем, дабы не повышать рейтинг цитируемости. Но ситуацию с решением Минобрнауки, кратко разберём. Вне всякого сомнения, лишение лицензий коммерческих вузов, это не новость и не событие, однако в свете последних заявлений министерства о необходимости сокращать и приводить к порядку систему высшего образования, данные шаги выглядят как-то не уверено. В стране работают сотни если не тысячи частных Вузов, которые кроме диплома государственного образца ни чего своим студентам не дают. Это относительно конкретных знаний и умений. И ещё иногда отсрочку от армии. Сами же ВУЗы по сути являются заведением с одним кабинетом в арендованном помещении. С другой стороны, критикуя нерасторопность министерства, мы можем предполагать, что право на закрытие сомнительных ВУЗов миноборнауки отдало самому рынку. Невостребованный вуз сам закроется по финансовым причинам. Что мы в частности и наблюдаем в последние годы. Само же министерство включает режим ручного управления только в экстренных случаях и по решениям судебных органов.
На этом мы завершим наш обзор, желаем всем успехов. С уважением коллектив ООО «ЦПС»